30.8.2016
ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ НА ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ, КОТОРЫЙ СОСТОИТСЯ 5 СЕНТЯБРЯ 2016 ...
Подробнее...
17.10.2015
14.10.15 в спортивном комплексе "Искра" прошёл турнир по ДЗЮДО среди 4-7-летних спортсменов из ССОК "Звягинец" и "Схватка", посвящённый 100-летию Заслуженного тренера СССР Г.Н.Звягинцева. Все верхние ступени пьедестала почёта заняли ...
Подробнее...
16.10.2015
14 октября 2015 г. в спорткомплексе ИСКРА прошёл турнир по САМБО среди взрослых спортсменов, посвящённый 100-летию Заслуженного тренера СССР Георгия Николаевича Звягинцева. В турнире принимали участие представители 2-х клубов: "Звягинец" ...
Подробнее...
15.10.2015
14 октября 2015 г. в спорткомплексе ИСКРА прошёл турнир по САМБО среди спортсменов 6-10 лет, посвящённый 100-летию Заслуженного тренера СССР Георгия Николаевича ...
Подробнее...
5.10.2015
Уважаемые спортсмены, любители и фанаты самбо! Просим поддержать направление самбо для инвалидов по зрению. Всем известно, что наш турнир "преодоление", который уже стал настоящим фестивалем самбо для борцов с ограничениями ...
Подробнее...
-
+
1
Боевые искусства для малышей

В периоды политической и экономической нестабильности, часто создаются  условия отсутствия национальной идеи в стране. Когда идёт поиск оптимальной модели общественного устройства, критерии морали  бывают размыты до такой степени, что даже повидавшие жизнь люди не всегда могут правильно сориентироваться в том, как вести себя в обществе.  Во время смены общественного устройства то, что вчера воспринималась как норма поведения, сегодня смотрится как отступление от общепринятых тенденций. Мораль недавнего прошлого становится антиморалью, а поведение, которое еще накануне осуждалось, становится примером для подражания. И тогда на авансцену выходят, так называемые, «двойные стандарты». В этих условиях воспитать свободного и высокоморального гражданина и патриота, готового, если потребуется, встать на защиту интересов своей страны – весьма непростая задача.  При всей бесчеловечности тоталитарных режимов в арсенале их воспитательных систем есть три основополагающих фактора: бесплатное образование,     бесплатное здравоохранение и бесплатная система физической подготовки. О качестве этих трёх китов можно много спорить, но за счёт массовой доступности этих социальных институтов достигается эффект перехода количества в качество. Ни один народ не обижен талантами, поэтому доступность для широких слоёв населения того или иного вида деятельности – залог появления выдающихся учёных, военных, спортсменов и других нужных обществу специалистов.  Почему я затронул эту тему, на первый взгляд, далёкую от того, что вынесено в заголовок статьи?   Периодически любое, даже самое процветающее, общество претерпевает кризис. Оно ищет выход из создавшейся ситуации и в этих условиях, пожалуй, самое главное  - воспитание смены, которая исправит ситуацию, не даст ей скатиться  в пропасть. Для реализации таких программ нужны люди с сильной волей,  твердыми убеждениями в том, что самое ценное – это человеческая жизнь (причём каждая, а не жизнь отдельных представителей общества),  нужны люди здоровые физически, умеющие принимать решения и брать на себя ответственность за них. Высокие моральные качества таких людей не позволят им использовать свою силу для насилия над более слабыми. Они всегда будут выступать в роли защитников тех, кто в силу физиологии или сложившихся обстоятельств не может сам постоять за себя: детей, женщин, стариков, калек и просто слабых людей.

 

Кто-то может обвинить меня в утопических взглядах на жизнь и объявить человеком, оторванным от жизни, которая по сути своей жестока и в ней, как в джунглях, происходит естественный отбор, когда сильные пожирают слабых.  Мне могут сказать, что воспитывая сильную личность, мы взращиваем насильника, что нет такой системы воспитания, которая способна обуздать низменные инстинкты сильного человека. Так вот отвечу скептикам – взгляды на жизнь апологетов фашизма и прочих видов экстремизма мне неинтересны. Человеческое общество отличается от мира животных. Вид Homo Sapiens (Человек Разумный) способен создать комфортные условия существования для каждого.

 

А система воспитания, о которой я хочу здесь рассказать существует. И она настолько совершенна, что позволяет решать поставленные выше задачи. Называется она  искусство САМозащиты Без Оружия (САМБО).  Конечно, родилась она не в мгновение ока, а нарабатывалась веками и тысячилетиями, в её создание вложили труд многие поколения больших мастеров и их последователей. Она не принадлежит какой-то одной стране и какому-то одному народу. Это достояние ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.   И уникальность системы (а правильнее сказать систем) в том, что это коллективное творчество, которое постоянно самосовершенствуется. Это не просто набор физических упражнений и психологических практик, а целая философия в основе которой лежит уважение к отдельно взятой личности. Такие виды спорта как САМБО, ДЗЮДО, ТЭКВОНДО, бокс, греко-римская и вольная борьба, КАРАТЭ и другие контактные боевые искусства – лишь грани этого бриллианта. Главный постулат всех спортивных единоборств – благородство и умение побеждать в честном бою, где неоправданная жестокость недопустима. Мастера боевых искусств – это люди, владеющие невидимым оружием. С первых шагов учителя внушают своим подопечным, что это не только привилегия, но и великая ответственность. Доверять оружие низменной личности нельзя, поэтому настоящие УЧИТЕЛЯ  воспитывают в учениках выдержку, умение не поддаваться на провокации и использовать лишь тогда, когда того требуют особые обстоятельства. Например, мастер боевых искусств, ни при каких обстоятельствах, не позволит насильнику глумиться над женщиной или ребёнком, грабить беспомощного старика, или избивать калеку.

 

Так вот, о том, как сделать эту систему воспитания общедоступной, я и хочу рассказать в этой книге. Раньше в  секции  единоборств детей принимали с 10 - 11 лет.  Сам я начал заниматься в тринадцать... О том, как приобщить к тренировкам по контактным единоборствам детсадовскую аудиторию,  в доступной литературе материалов  мне не попадалось. Идея воспитания малышей сильными и смелыми не нова. В Азии она имеет тысячелетнюю историю, но у нас почему-то считалось, что нагрузки,  которые переносят занимающиеся единоборствами, настолько велики,  что могут пагубно сказаться на  здоровье малыша-дошкольника.   Жизнь показала, что эти опасения не имеют под собой никакой почвы. Вместе с моим первым учителем Заслуженным тренером СССР Георгием Николаевичем Звягинцевым (который, к слову сказать, принял меня в секцию ЦСКА тощим, слабосильным и трусливым мальчишкой) мы разработали программу тренировок для малышей и применили её в подготовке сотен спортсменов. При этом тренировали не только здоровых детей, но и тех, кто перенёс тяжелые травмы или от рождения был калекой. Более двадцати лет я занимаюсь разработкой этой программы и даже привожу в борцовский зал тяжелобольных малышей из клиники, где работаю детским хирургом.

 

В Семейном спортивно-оздоровительном клубе им. Г.Н.Звягинцева, который известен в Москве как «ЗВЯГИНЕЦ» в секции САМБО и ДЗЮДО мы принимаем детей (мальчиков и девочек) с четырех-пяти  лет. Бывает, что принимаем трехлеток.  Своих детей я начинал тренировать в этом возрасте, а младшую дочку Дашу приобщал к тренировкам уже с полутора лет. Несмотря на настороженное отношение к такому подходу со стороны некоторых моих коллег-врачей и коллег-тренеров, никаких особенных противопоказаний к занятиям с малышами я не вижу. Этот материал рассчитан, прежде всего, на взрослых -  тренеров, родителей, преподавателей физкультуры и специалистов по детскому досугу. Но опыт показывает, что и сами детишки, едва научившись читать, уже находят литературу на интересующие их темы, поэтому я стараюсь излагать материал таким образом, чтобы он был понятен любому. Технический прогресс не стоит на месте, поэтому сейчас можно найти книги не только на бумажных носителях, но и на цифровых – дисках, в интернете и пр.. Это делает учебные пособия более доступными, да и форма подачи материала расширяет педагогические возможности. Ведь кроме текста и иллюстраций в  электронной книге есть и оживающие картинки – видеоматериалы.   Очень хочу, чтобы прекрасные виды спорта САМБО и ДЗЮДО не только обрели широкую популярность, но и стали системой подготовки наших детей к жизни.